Ивета и Тамаз Манашеровы:
Паата Мерабишвили — самобытный, сильный, талантливый скульптор, но для нас он также, и наверное в первую очередь, очень близкий друг. Абсолютно невозможно разделить эти две ипостаси. Паата очень цельный человек. О нем будет верно сказать, что он ваяет как живет. Во всем, что он делает, есть глубина и чистота. Эта чистота проявляется и в творчестве, и в отношениях. Паата и его жена и муза Русико — искренние и открытые люди, которые умеют сопереживать и очень тонко чувствуют. И в творчестве Пааты находят выражение те эмоции и та потрясающая энергия, которыми он щедро делится в повседневной жизни.
Мы наблюдаем, как развивается творчество Пааты Мерабишвили и как он реализует свой природный дар, уже не одно десятилетие и очень рады возможности выразить свое отношение к тому, что он делает. Дружба не мешает нам быть объективными. Наоборот, духовная близость помогает лучше понять его художественный язык и философию искусства. Все работы Пааты Мерабишвили, даже самые ранние, проникнуты ощущением полноты и красоты жизни. Плавные линии и литые формы его скульптуры — это гимн бытию во всех его проявлениях. Его произведения очень поэтичны. Они воспевают женскую красоту и сексуальность, гибкость тела и силу духа.
У Пааты Мерабишвили были прекрасные учителя из легендарного поколения «пятидесятников». В советское время в их работах проявилась самобытность грузинского искусства, свобода от навязываемых канонов соцреализма и потрясающее чувство формы. Их уроки многое дали начинающему скульптору. Немаловажным кажется то, что спустя годы он сохранил в себе качества, заложенные в юности, не изменил своему внутреннему камертону, следуя которому продолжает творить и сегодня.
В творческой биографии Пааты Мерабишвили можно выделить несколько периодов: ранние модернистские работы 1990-х годов, поиск формы и монументальности в 2000-х, постмодернистская игра начала 2010-х, близость к сюрреалистической образности, заметная в последние несколько лет. Ему нравятся сложные задачи, бросающие вызов его мастерству. Взяться за твердый камень и превратить бесформенную глыбу в нечто неожиданно изящное и тонко проработанное — такие задачи не пугают, а вдохновляют его. В этом также проявляется любовь Пааты к жизни и к своему ремеслу. Он не боится трудностей. В их преодолении, в борьбе с самим собой и кроется постоянный стимул к развитию. Поняв, что достиг некоего уровня, он движется дальше, к новым творческим открытиям.
В нашей художественной коллекции, состоящей из работ художников-авангардистов начала века и так называемого «второго авангарда» — искусства шестидесятников, скульптуры Пааты Мерабишвили занимают свое место абсолютно органично, не вступая в спор с другими произведениями, наоборот, находясь с ними в равновесии. Безусловно, в творчестве Пааты присутствуют влияния некоторых авторов Парижской школы — Модильяни, Архипенко, Цадкина, что также интересно отметить. Ведь в Парижской школе именно переплетение различных художественных систем и национальных корней дало такой мощный и гармоничный результат. То же можно сказать и о стилистическом характере работ Пааты. Самобытное и национальное очень тонко сочетается в них с общечеловеческим, интернациональным, понятным всем и каждому художественным языком. При этом он создает очень современные по духу работы. Находящиеся в нашем собрании скульптуры «Лира» и «Кентавр» поражают сочетанием архаических мотивов и современных пластических решений.
Одно из направлений нашей коллекции — это грузинский авангард. Среди наших любимых художников, тех, чьи работы мы хотим видеть каждый день, — несомненно, Нико Пиросмани, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили. Нам кажется, что по своему духу произведения Пааты близки традициям этих художников. Пластика его образов, вытянутые, изогнутые тела напоминают фигуры с картин Ладо Гудиашвили, художника, также бывшего частью Парижской школы. Скульптура Пааты «Водопой» из нашего собрания, продолжающая эту образную систему, отличается очень тонкой проработкой образа и интересной запоминающейся идеей. Работы Пааты Мерабишвили — неотъемлемая часть коллекции, украшающая нашу жизнь.
Наконец, стоит отметить, что с Паатой нас связывают не только давняя дружба и отношения художник — коллекционер, но и многолетнее сотрудничество. По нашему заказу он выполнил две памятные награды, вручавшиеся в номинации нашего фонда U-ART в рамках премии современного искусства «Инновация». На каждой церемонии награждения эти статуэтки привлекали к себе внимание прессы и зрителей. Мы рады, что сегодня они хранятся как память о признании заслуг в области современного искусства у художников, кураторов и искусствоведов. Нам было очень приятно рекомендовать Паату нашим друзьям, по заказу которых, он выполнил приз, вручаемый в рамках российской оперной премии Casta Diva.
Есть расхожая фраза: «Талантливый человек талантлив во всем». Нам не хотелось бы говорить общие слова, но она характеризует Паату Мерабишвили очень точно: он талантлив в творчестве, дружбе и работе.